АСГАРД
ФОРУМ ПЕРЕХАЛ СЮДА https://magiyaplyus.ru

Join the forum, it's quick and easy

АСГАРД
ФОРУМ ПЕРЕХАЛ СЮДА https://magiyaplyus.ru
АСГАРД
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Последние темы
» Давайте попробуем)))
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-08-14, 15:45 автор Агата

» Заклинание на то,чтобы заморозить врага
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-08-11, 11:17 автор Элара17

» Как перейти от слов к делу
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-06-09, 14:36 автор Любовь

» Путь в Прошлое
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-06-05, 18:25 автор Синильга

» Значение и использование в магии перевернутых и зеркальных рун
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-06-05, 18:05 автор Admin

»  Болталка!!!!
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-05-20, 23:25 автор Синильга

» "Вспомнить все". Часть 6
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-03-19, 15:49 автор Любовь

» Привет из Кёльна!
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-03-05, 11:06 автор Любовь

»  Упражнение для колоды Ленорман от Мэри К. Грир
 «В начале было Слово...»: между религией и магией  Icon_minitime2020-02-18, 18:47 автор Алиса

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум

Часто упоминаемые пользователи
Нет пользователей

Объявления

    Нет ни одного объявления.


    «В начале было Слово...»: между религией и магией

    Перейти вниз

     «В начале было Слово...»: между религией и магией  Empty «В начале было Слово...»: между религией и магией

    Сообщение автор Агата 2017-10-04, 18:52

    «В начале было Слово...»: между религией и магией

    1-й стих Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» содержит в себе одно из наиболее сложных для понимания и важных для христианского богословия изречений Нового Завета. В настоящей заметке хотелось бы привлечь внимание к одному из нетривиальных аспектов функционирования этой глубокомысленной формулы. Дело в том, что ее широко использовали в магических действиях и включали в состав заговорно-заклинательных текстов.

    Формула в магических средствах и заговорах

    В частности, по русским материалам, 1-й стих Евангелия от Иоанна использовали как средство от лихорадки, от укуса змеи, от родимца; чтобы излечиться,
    его писали на просфоре, на корках хлеба или на долях чеснока, которые вслед за
    этим съедали с определенной обрядностью; иногда слова писали на клочке бумаги, который потом следовало сжечь, а пепел выпить с водою.

    Наиболее ранние сведения о такой практике лечения от лихорадки относятся к 17в. Например, в русском лечебнике 1670-х гг. рекомендуется следующее средство от лихорадки или малярии:

    "Аще на комь будет трясовица, писать на просфире, разрезати на три
    части. На первой части написать: «Искони бѣ слово», на второй части:
    «И слово бѣ к Богу», на третей части: «И Бог бѣ слово», и постяся день
    един, а ясти в вечере первую часть да ковшик пива выпить, да дай три
    милостины по силе, а по другой день тако ж сотвори, а в третий день тако
    же, а опроче того ни пить ни ясти."

    Аналогичное средство от «трясовицы» имеется в лечебнике, который был
    конфискован в 1732 г. в Петербурге; здесь же предлагался и другой вариант: писать текст не на просфоре, а на долях чеснока: «Написати на трех однозубцах на чесноке, на первом:Исконе бѣ слово,на втором: Слове бѣ к Богу, на третьем: И Бог бѣ слово»В середине 19в. из Саратовской губ. сообщали такое средство от лихорадки: «Берут три корки хлеба и на первой пишут: в начале бѣ
    слово; на второй: и слово бѣ к Богу; на третьей: и Бог бѣ слово. Все это больной должен съесть»

    Для исцеления от лихорадки в Смоленской губ. советовали дать на утренней заре корку хлеба, на которой написано: «Ва имя Атца и Сына и Святога Духа. Аминь. У началѣ бѣ Слова, и Слова бѣ къ Богу, и Бохъ бѣ Слова» (Добровольский [1891]; ). На Полтавщине писали мелом на доске следующие слова: «В началѣ бѣ слово. А слово бѣ к Богу и Бог бѣ слово»; потом знахарка стирала в течение трех дней по одному стиху куском хлеба, который больной должен был съесть утром натощак.

    Имеются также свидетельства о том, что 1-й стих или 1-ю главу Евангелия
    от Иоанна писали на бумаге, которую носили на теле, а потом сжигали, пепел же
    глотали или выпивали с водой. По сообщению конца 19в. из Вологодской губ.,
    «от кумохи» пишут «на бумажке первую главу из Евангелия св. Иоанна, носят
    эту бумажку на кресте шесть недель, сжигают и золу проглатывают». В Воронежской губ. слова из Евангелия писали на клочке бумаги таким образом, чтобы они были вписаны в крест, образованный четырьмя крестами:

     «В начале было Слово...»: между религией и магией  15163606_m

    Потом бумагу сжигали и пили пепел с благовещенскою водою.В местечке Тараща Киевской губ., писали на бумаге: «Начало слова есть Бог. Не слово есть начало Бога, а Бог есть начало слова»; потом бумагу складывали несколько раз, чтобы больной лихорадкой не знал, что именно написано, и вешали ее ему на шею.

    Евангелие использовали и для борьбы с другими болезнями. В лечебнике
    17в., составленном на территории Литовской Руси, рекомендуется такое средство от змеиного укуса: «Иже вкусит змия человека, сие слова напиши: “Искони бѣ слово, и слово бѣ от бога, и бог бѣ слово, и тым вся быша без него не быть нечто ж”. И дай ему зъясти» В севернорусской рукописи начала 19 в . формулу «В начале бѣ слово...» предлагали «говорить от родимцу младенцу».

    В русских рукописных заговорах от лихорадки фрагменты Пролога Евангелия от Иоанна входят в состав композиции из заговоров и молитв, включающей
    заговор «Сисиниева типа», похвалу кресту, заклинания трясовиц, молитву «Да
    воскреснет Бог», цитату Ин 1, 1-3, еще одну похвалу кресту, молитву Иоанну
    Предтече, евангелистам и архангелам об избавлении имярека от лихорадки и других болезней .

    Ухтострова Холмогорского у. Архангельской губ., и опубликовал обширный
    свадебный оберег, также представляющий собой композицию из заговоров и
    молитв. Фрагменты Пролога Евангелия от Иоанна инкорпорированы здесь в состав текста, включающего изгнание Сатаны и картину, изображающую Христа

     «В начале было Слово...»: между религией и магией  15163641_m

    В сборнике начала 19в. писанном дьяконом Петром из Тотемского у.
    Вологодской губ., в первой части рукописи помещены заговоры и молитвы (на
    любовь начальства, от злого человека, в путь идущим, на недруги и в суд, на супостатов, молитва Михаилу Архангелу, Сон Богородицы, молитва на прогнание
    всякого зла, любовный заговор и др.). Далее, как отмечал публикатор рукописи
    Н. Н. Виноградов, на престоле в окружении 4-х евангелистов, архангелов и небесного воинства:

    следует написанное сполна Евангелие, читаемое в первый день Пасхи, на
    литургии (1-е зачало от Иоанна, гл.1, ст. 1-16). Текст написан довольно
    правильно, с небольшими сравнительно искажениями. Вслед за текстом
    замечание: «Читать с конца». Это указывает на то, что данный текст
    играл роль заговора. Многие церковные молитвы, прочитанные с конца
    в известное время и с известными обрядами, обладают, по мнению
    «ведунов», страшною силою. Еще большую силу имеют различные
    части пасхальной обедни и заутрени, прочитанные на 1-й день Пасхи в
    церкви с конца, причем делающий заклинания должен быть без креста .

    А. Л. Топорков
    «В начале было Слово...»: между религией и магией[
    Агата
    Агата
    Пользователь

    Сообщения : 372
    Дата регистрации : 2014-03-10
    Возраст : 51
    Откуда : Украина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    Вернуться к началу

    - Похожие темы

     
    Права доступа к этому форуму:
    Вы не можете отвечать на сообщения