Поиск
Последние темы
Часто упоминаемые пользователи
Нет пользователей |
Объявления
Нет ни одного объявления.
Самые активные пользователи
Admin | ||||
Нейтрино | ||||
Любовь | ||||
Синильга | ||||
Мирослава | ||||
Снежный Волк | ||||
Дэфакто | ||||
Nel1ga | ||||
Трансформер | ||||
Агата |
«В начале было Слово...»: между религией и магией
Страница 1 из 1
«В начале было Слово...»: между религией и магией
«В начале было Слово...»: между религией и магией
1-й стих Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» содержит в себе одно из наиболее сложных для понимания и важных для христианского богословия изречений Нового Завета. В настоящей заметке хотелось бы привлечь внимание к одному из нетривиальных аспектов функционирования этой глубокомысленной формулы. Дело в том, что ее широко использовали в магических действиях и включали в состав заговорно-заклинательных текстов.
Формула в магических средствах и заговорах
В частности, по русским материалам, 1-й стих Евангелия от Иоанна использовали как средство от лихорадки, от укуса змеи, от родимца; чтобы излечиться,
его писали на просфоре, на корках хлеба или на долях чеснока, которые вслед за
этим съедали с определенной обрядностью; иногда слова писали на клочке бумаги, который потом следовало сжечь, а пепел выпить с водою.
Наиболее ранние сведения о такой практике лечения от лихорадки относятся к 17в. Например, в русском лечебнике 1670-х гг. рекомендуется следующее средство от лихорадки или малярии:
"Аще на комь будет трясовица, писать на просфире, разрезати на три
части. На первой части написать: «Искони бѣ слово», на второй части:
«И слово бѣ к Богу», на третей части: «И Бог бѣ слово», и постяся день
един, а ясти в вечере первую часть да ковшик пива выпить, да дай три
милостины по силе, а по другой день тако ж сотвори, а в третий день тако
же, а опроче того ни пить ни ясти."
Аналогичное средство от «трясовицы» имеется в лечебнике, который был
конфискован в 1732 г. в Петербурге; здесь же предлагался и другой вариант: писать текст не на просфоре, а на долях чеснока: «Написати на трех однозубцах на чесноке, на первом:Исконе бѣ слово,на втором: Слове бѣ к Богу, на третьем: И Бог бѣ слово»В середине 19в. из Саратовской губ. сообщали такое средство от лихорадки: «Берут три корки хлеба и на первой пишут: в начале бѣ
слово; на второй: и слово бѣ к Богу; на третьей: и Бог бѣ слово. Все это больной должен съесть»
Для исцеления от лихорадки в Смоленской губ. советовали дать на утренней заре корку хлеба, на которой написано: «Ва имя Атца и Сына и Святога Духа. Аминь. У началѣ бѣ Слова, и Слова бѣ къ Богу, и Бохъ бѣ Слова» (Добровольский [1891]; ). На Полтавщине писали мелом на доске следующие слова: «В началѣ бѣ слово. А слово бѣ к Богу и Бог бѣ слово»; потом знахарка стирала в течение трех дней по одному стиху куском хлеба, который больной должен был съесть утром натощак.
Имеются также свидетельства о том, что 1-й стих или 1-ю главу Евангелия
от Иоанна писали на бумаге, которую носили на теле, а потом сжигали, пепел же
глотали или выпивали с водой. По сообщению конца 19в. из Вологодской губ.,
«от кумохи» пишут «на бумажке первую главу из Евангелия св. Иоанна, носят
эту бумажку на кресте шесть недель, сжигают и золу проглатывают». В Воронежской губ. слова из Евангелия писали на клочке бумаги таким образом, чтобы они были вписаны в крест, образованный четырьмя крестами:
Потом бумагу сжигали и пили пепел с благовещенскою водою.В местечке Тараща Киевской губ., писали на бумаге: «Начало слова есть Бог. Не слово есть начало Бога, а Бог есть начало слова»; потом бумагу складывали несколько раз, чтобы больной лихорадкой не знал, что именно написано, и вешали ее ему на шею.
Евангелие использовали и для борьбы с другими болезнями. В лечебнике
17в., составленном на территории Литовской Руси, рекомендуется такое средство от змеиного укуса: «Иже вкусит змия человека, сие слова напиши: “Искони бѣ слово, и слово бѣ от бога, и бог бѣ слово, и тым вся быша без него не быть нечто ж”. И дай ему зъясти» В севернорусской рукописи начала 19 в . формулу «В начале бѣ слово...» предлагали «говорить от родимцу младенцу».
В русских рукописных заговорах от лихорадки фрагменты Пролога Евангелия от Иоанна входят в состав композиции из заговоров и молитв, включающей
заговор «Сисиниева типа», похвалу кресту, заклинания трясовиц, молитву «Да
воскреснет Бог», цитату Ин 1, 1-3, еще одну похвалу кресту, молитву Иоанну
Предтече, евангелистам и архангелам об избавлении имярека от лихорадки и других болезней .
Ухтострова Холмогорского у. Архангельской губ., и опубликовал обширный
свадебный оберег, также представляющий собой композицию из заговоров и
молитв. Фрагменты Пролога Евангелия от Иоанна инкорпорированы здесь в состав текста, включающего изгнание Сатаны и картину, изображающую Христа
В сборнике начала 19в. писанном дьяконом Петром из Тотемского у.
Вологодской губ., в первой части рукописи помещены заговоры и молитвы (на
любовь начальства, от злого человека, в путь идущим, на недруги и в суд, на супостатов, молитва Михаилу Архангелу, Сон Богородицы, молитва на прогнание
всякого зла, любовный заговор и др.). Далее, как отмечал публикатор рукописи
Н. Н. Виноградов, на престоле в окружении 4-х евангелистов, архангелов и небесного воинства:
следует написанное сполна Евангелие, читаемое в первый день Пасхи, на
литургии (1-е зачало от Иоанна, гл.1, ст. 1-16). Текст написан довольно
правильно, с небольшими сравнительно искажениями. Вслед за текстом
замечание: «Читать с конца». Это указывает на то, что данный текст
играл роль заговора. Многие церковные молитвы, прочитанные с конца
в известное время и с известными обрядами, обладают, по мнению
«ведунов», страшною силою. Еще большую силу имеют различные
части пасхальной обедни и заутрени, прочитанные на 1-й день Пасхи в
церкви с конца, причем делающий заклинания должен быть без креста .
А. Л. Топорков
«В начале было Слово...»: между религией и магией[
1-й стих Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» содержит в себе одно из наиболее сложных для понимания и важных для христианского богословия изречений Нового Завета. В настоящей заметке хотелось бы привлечь внимание к одному из нетривиальных аспектов функционирования этой глубокомысленной формулы. Дело в том, что ее широко использовали в магических действиях и включали в состав заговорно-заклинательных текстов.
Формула в магических средствах и заговорах
В частности, по русским материалам, 1-й стих Евангелия от Иоанна использовали как средство от лихорадки, от укуса змеи, от родимца; чтобы излечиться,
его писали на просфоре, на корках хлеба или на долях чеснока, которые вслед за
этим съедали с определенной обрядностью; иногда слова писали на клочке бумаги, который потом следовало сжечь, а пепел выпить с водою.
Наиболее ранние сведения о такой практике лечения от лихорадки относятся к 17в. Например, в русском лечебнике 1670-х гг. рекомендуется следующее средство от лихорадки или малярии:
"Аще на комь будет трясовица, писать на просфире, разрезати на три
части. На первой части написать: «Искони бѣ слово», на второй части:
«И слово бѣ к Богу», на третей части: «И Бог бѣ слово», и постяся день
един, а ясти в вечере первую часть да ковшик пива выпить, да дай три
милостины по силе, а по другой день тако ж сотвори, а в третий день тако
же, а опроче того ни пить ни ясти."
Аналогичное средство от «трясовицы» имеется в лечебнике, который был
конфискован в 1732 г. в Петербурге; здесь же предлагался и другой вариант: писать текст не на просфоре, а на долях чеснока: «Написати на трех однозубцах на чесноке, на первом:Исконе бѣ слово,на втором: Слове бѣ к Богу, на третьем: И Бог бѣ слово»В середине 19в. из Саратовской губ. сообщали такое средство от лихорадки: «Берут три корки хлеба и на первой пишут: в начале бѣ
слово; на второй: и слово бѣ к Богу; на третьей: и Бог бѣ слово. Все это больной должен съесть»
Для исцеления от лихорадки в Смоленской губ. советовали дать на утренней заре корку хлеба, на которой написано: «Ва имя Атца и Сына и Святога Духа. Аминь. У началѣ бѣ Слова, и Слова бѣ къ Богу, и Бохъ бѣ Слова» (Добровольский [1891]; ). На Полтавщине писали мелом на доске следующие слова: «В началѣ бѣ слово. А слово бѣ к Богу и Бог бѣ слово»; потом знахарка стирала в течение трех дней по одному стиху куском хлеба, который больной должен был съесть утром натощак.
Имеются также свидетельства о том, что 1-й стих или 1-ю главу Евангелия
от Иоанна писали на бумаге, которую носили на теле, а потом сжигали, пепел же
глотали или выпивали с водой. По сообщению конца 19в. из Вологодской губ.,
«от кумохи» пишут «на бумажке первую главу из Евангелия св. Иоанна, носят
эту бумажку на кресте шесть недель, сжигают и золу проглатывают». В Воронежской губ. слова из Евангелия писали на клочке бумаги таким образом, чтобы они были вписаны в крест, образованный четырьмя крестами:
Потом бумагу сжигали и пили пепел с благовещенскою водою.В местечке Тараща Киевской губ., писали на бумаге: «Начало слова есть Бог. Не слово есть начало Бога, а Бог есть начало слова»; потом бумагу складывали несколько раз, чтобы больной лихорадкой не знал, что именно написано, и вешали ее ему на шею.
Евангелие использовали и для борьбы с другими болезнями. В лечебнике
17в., составленном на территории Литовской Руси, рекомендуется такое средство от змеиного укуса: «Иже вкусит змия человека, сие слова напиши: “Искони бѣ слово, и слово бѣ от бога, и бог бѣ слово, и тым вся быша без него не быть нечто ж”. И дай ему зъясти» В севернорусской рукописи начала 19 в . формулу «В начале бѣ слово...» предлагали «говорить от родимцу младенцу».
В русских рукописных заговорах от лихорадки фрагменты Пролога Евангелия от Иоанна входят в состав композиции из заговоров и молитв, включающей
заговор «Сисиниева типа», похвалу кресту, заклинания трясовиц, молитву «Да
воскреснет Бог», цитату Ин 1, 1-3, еще одну похвалу кресту, молитву Иоанну
Предтече, евангелистам и архангелам об избавлении имярека от лихорадки и других болезней .
Ухтострова Холмогорского у. Архангельской губ., и опубликовал обширный
свадебный оберег, также представляющий собой композицию из заговоров и
молитв. Фрагменты Пролога Евангелия от Иоанна инкорпорированы здесь в состав текста, включающего изгнание Сатаны и картину, изображающую Христа
В сборнике начала 19в. писанном дьяконом Петром из Тотемского у.
Вологодской губ., в первой части рукописи помещены заговоры и молитвы (на
любовь начальства, от злого человека, в путь идущим, на недруги и в суд, на супостатов, молитва Михаилу Архангелу, Сон Богородицы, молитва на прогнание
всякого зла, любовный заговор и др.). Далее, как отмечал публикатор рукописи
Н. Н. Виноградов, на престоле в окружении 4-х евангелистов, архангелов и небесного воинства:
следует написанное сполна Евангелие, читаемое в первый день Пасхи, на
литургии (1-е зачало от Иоанна, гл.1, ст. 1-16). Текст написан довольно
правильно, с небольшими сравнительно искажениями. Вслед за текстом
замечание: «Читать с конца». Это указывает на то, что данный текст
играл роль заговора. Многие церковные молитвы, прочитанные с конца
в известное время и с известными обрядами, обладают, по мнению
«ведунов», страшною силою. Еще большую силу имеют различные
части пасхальной обедни и заутрени, прочитанные на 1-й день Пасхи в
церкви с конца, причем делающий заклинания должен быть без креста .
А. Л. Топорков
«В начале было Слово...»: между религией и магией[
Агата- Пользователь
- Сообщения : 372
Дата регистрации : 2014-03-10
Возраст : 51
Откуда : Украина
Похожие темы
» Отношения между мужчиной и женщиной
» ЗАГОВОР НА УСПЕХ В ДЕЛАХ В НАЧАЛЕ НЕДЕЛИ
» Воробей или слово?
» ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ:- ДОХОДЫ ИЛИ РАСХОДЫ?
» Чтобы в доме не было скандалов и ссор
» ЗАГОВОР НА УСПЕХ В ДЕЛАХ В НАЧАЛЕ НЕДЕЛИ
» Воробей или слово?
» ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ:- ДОХОДЫ ИЛИ РАСХОДЫ?
» Чтобы в доме не было скандалов и ссор
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
2020-08-14, 15:45 автор Агата
» Заклинание на то,чтобы заморозить врага
2020-08-11, 11:17 автор Элара17
» Как перейти от слов к делу
2020-06-09, 14:36 автор Любовь
» Путь в Прошлое
2020-06-05, 18:25 автор Синильга
» Значение и использование в магии перевернутых и зеркальных рун
2020-06-05, 18:05 автор Admin
» Болталка!!!!
2020-05-20, 23:25 автор Синильга
» "Вспомнить все". Часть 6
2020-03-19, 15:49 автор Любовь
» Привет из Кёльна!
2020-03-05, 11:06 автор Любовь
» Упражнение для колоды Ленорман от Мэри К. Грир
2020-02-18, 18:47 автор Алиса