Поиск
Последние темы
Часто упоминаемые пользователи
Нет пользователей |
Объявления
Нет ни одного объявления.
Самые активные пользователи
Admin | ||||
Нейтрино | ||||
Любовь | ||||
Синильга | ||||
Мирослава | ||||
Снежный Волк | ||||
Дэфакто | ||||
Nel1ga | ||||
Трансформер | ||||
Агата |
Секреты "магических" чисел
АСГАРД :: ЧИСЛА :: Тайны чисел
Страница 1 из 1
Секреты "магических" чисел
Секреты "магических" чисел
Корни числовой мистики уходят в глубокую древность. Первые эталоны счета были естественными. Каждый знал, что на небе Луна одна и Солнце одно, что у человека две руки и два глаза. А все, что выходило за пределы этих двух чисел, называлось множеством. В языке многих племен Австралии и Полинезии есть только два числительных, а все остальные образуются при помощи их сочетаний: 3 - один - два, 4 - два - два и так далее. Как свидетельствуют факты, через такой способ счета прошли и другие народы. Этот способ счета положил начало и древнейшей из всех систем счисления - двоичной. Следы этой системы мы находим и в языке. Так, в старославянском языке, наряду с единственным и множественным, числами, есть и двойственное число.
Со временем из множества стало выделяться еще одно множество, состоящее из трех предметов. На этой ступени развития числовых представлений человечество оставалось довольно долго. Недаром по грамматическому строю первые три числительных во многих языках резко отличаются от всех прочих. Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.
Так же, как число 3, выделилось и число 4, которое первое время служило для обозначения множества вообще. Например, в египетских иероглифах множество предметов обозначалось тремя и четырьмя палочками.
Любопытно, что полуторагодовалые дети отличают один от двух и два от множества. В три года они различают 1, 2 и 4, но не знают 3. Это странное на первый взгляд явление объясняется очень просто. Группа 2 и 4 встречается на каждом шагу: два глаза, четыре ноги у животных. А вот группа 3 встречается только в искусственном построении, отсюда отсутствие понятия у таких детей о числе 3.
Постепенно натуральный ряд чисел увеличивался. В работе «- - Дюринг» Ф. Энгельс писал: «Понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а только из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать, т. е. производить первую арифметическую операцию, представляют собой все, что угодно, только не продукт свободного творчества разума. Чтобы считать, надо иметь не только предметы, подлежащие счету, но обладать уже и способностью отвлекаться при рассматривании этих предметов от всех прочих их свойств, кроме числа, а эта способность есть результат долгого, опирающегося на опыт, исторического развития. Как понятие числа, так и понятие фигуры заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления»[1].
Пифагор и его школа
Мистический смысл числам приписал Пифагор и его последователи. Уже при жизни Пифагора (около 570 - 500 гг. до н. э.) о нем складывались легенды.
Кем же он был на самом деле: математиком, философом, пророком, шарлатаном? Вероятно, в Пифагоре было понемногу от каждого. Его последователи, для которых Пифагор основал пифагорейскую школу, видели в нем прежде всего воплощение высшей божественной мудрости.
В школе Пифагора процветала числовая мистика. Занимаясь гармонией, пифагорейцы пришли к выводу, что качественные различия звуков обусловливаются чисто количественными различиями длин струн. При соотношении длины струн 1:2,3:2,4:3 разница в тонах будет октавой, квинтой или квартой, а музыкальные интервалы благозвучны. Это привело их к мысли, что все закономерности мира можно выразить с помощью чисел.
В своей «Метафизике» Аристотель писал, что для Пифагора и его школы «элементы чисел являются элементами всех вещей и весь мир в целом является гармонией и числом». Пытаясь с помощью чисел построить модель мира, сами пифагорейцы говорили: «Все в природе измеряется, все подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность - это значит познать управляющие им числа. Можно видеть природу и властную силу числа во всех человеческих занятиях, во всех искусствах, ремеслах и музыке. Не материя, а число - начало и основа вещей».
По мнению Пифагора, даже такие понятия, как «дружба», «справедливость», «честность», а также другие человеческие качества можно описать теми или иными числовыми соотношениями. Он считал, что одни числа несут добро, радость и благоденствие, а другие - зло, горе и упадок. Поэтому главная задача математики заключается в том, чтобы найти «божественный смысл» каждого числа. Даже душа каждого человека связана с вполне определенным числом, она бессмертна и переселяется от одного человека к другому. По преданию, Пифагор рассказывал, что он хорошо помнил, в ком жила его душа в последние 207 лет.
Пифагорейство явилось одним из самых долговечных философских направлений, когда-либо существовавших в Европе. В первые века нашей эры оно соединялось со стоицизмом, неоплатонизмом, различными гностическими учениями и дожило до наших дней в виде различных суеверий.
Прежде всего пифагорейцы разбили числа на четные и нечетные. Четные числа считались мужскими, нечетные - женскими. Рассматривая мир как правильную гармоническую комбинацию чисел, некоторым из них пифагорейцы придавали громадное значение. Они наделяли числа от 1 до 10 следующими свойствами:
- матерь всех чисел, чет - нечет, так как в этом числе заключаются свойства и четных, и нечетных чисел. Доказательством этого утверждения служило то, что, если единицу прибавить к четному числу, оно делается нечетным, и наоборот. А раз единица соединяет в себе четное с нечетным, мужское с женским, то она является основой мироздания, из нее происходит весь видимый мир; единица - это дух, добро, свет, гармония, и в то же время - материя, тьма, хаос.
- начало неравенства, противоречия, причина раздвоенности, разделения.
- символ живого мира.
- символ всего существующего, известного и неизвестного, так как, образуя разные формы из первых четырех чисел, можно получить все числа первого десятка.
- сумма четного (мужского) 2 и нечетного (женского) 3, символ брака.
- идеальное число, которое делится как на 2, так и на 3, символ совершенства. По преданию, Гораций на всех пирах возлежал на шестом месте.
- одно из самых загадочных чисел.
- символ смерти. Возможно, это связано с тем, что срок правления многих древнегреческих царей ограничивался восемью годами. Сам восьмилетний цикл определялся соображениями астрономического порядка, которые легли в основу древнегреческих календарей. Одним из самых сложных моментов в составлении календаря было согласование солнечного года с лунным.
Два великих светила движутся по небесной сфере, все время опережая друг друга, и только раз в каждые восемь лет полнолуние совпадает с самым длинным или самым коротким днем в году. Поскольку это совпадение можно наблюдать, то оно и легло в основу древнегреческого календаря.
В древности составлением календаря занимались жрецы, неудивительно поэтому, что царь, он же часто и верховный жрец, подлежал умерщвлению в конце определенного астрономического цикла. В то время, когда великие светила возвращались в исходное положение и готовились начать новый тур небесной скачки, у людей могла возникнуть мысль, что и царю пора обновить запас священной энергии или уступить место более сильному преемнику. 9 - символ постоянства, мужества, стойкости.
10 - это число имело особое значение, поскольку оно образовывалось в результате сложения чисел 1, 2, 3, 4 (1 + 2 + 3 + 4 = 10). Вследствие того, что 10 содержит в себе первые четыре числа, оно получило название великого тетраксиса. Пифагорейцы изображали это число в виде совершенного треугольника, и оно служило для них символом гармонии и полноты.
За тридевять земель
Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «За тридевять земель в тридевятом царстве жили - были...» И кто из нас, зачитываясь в детстве сказками, не сталкивался с таинственным числом «три».
«У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».
(П. Ершов. Конек - горбунок.)
И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку - дурачка, судьба всегда испытывает трижды. С числом «три» связаны и названия сказок, причем не только русских: «Три сокровища» (японская), «Три брата» (осетинская, немецкая, чукотская), «Три источника» (турецкая) и другие.
Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила - солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения - длину, ширину и высоту; во времени - прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Пифагорейцы считали число 3 совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.
Это число стало играть большую роль в магических обрядах. Так, например, заклятия и заговоры для придания им колдовской силы произносятся трижды. В стихотворении Вергилия, например, девушка, влюбленная в Дафниса, старается выманить его из города с помощью магических чар: на каждую из трех разноцветных веревок она завязывает по три узелка.
Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец - сын - святой дух. Это число легло в основу композиционного построения ряда художественных произведений. Наиболее яркий пример - «Божественная комедия» Данте. Она состоит из трех частей: Ад, Чистилище, Рай. Каждая часть содержит 33 = 11 х 3 песни, не считая первой. Поэма написана в форме терцин, то есть трехстиший. В начале путешествия поэта преследуют 3 зверя: пантера, волчица и лев.
Числовым суевериям были подвержены и многие выдающиеся люди. Так, Бисмарк придавал большое значение числу 3, его девизом было «В троичности сила». Он служил при трех императорах, принимал участие в трех войнах (с Данией, Австрией, Францией), подписал 3 мирных договора, был устроителем Тройственного союза, боролся с тремя политическими деятелями, имел троих детей, владел тремя поместьями и так далее.
Любопытно, что число 3 рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).
Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме: 9 = 3x3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних - преимущественно о девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило - пить 3 чаши или 9, но никогда не 4 или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой - то процесс и кладет начало переходу к новому качеству.
У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По - видимому, это тоже свидетельствует о каком - то процессе обновления, но уже в потустороннем мире. И конечно же не последнюю роль в наделении числа 9 священными свойствами сыграл 9 - месячный цикл беременности у женщин.
Почитание числа 9 было свойственно многим народам. Так, Чингисхану подчинялось 9 урлуков (воевод), а знамя его состояло из 9 бунчуков (конские гривы, укрепленные на копьях). Наибольшим почтением у монголов пользовалось «белое знамя»; оно состояло из девяти частей и делалось из грив белых жеребцов. Причем это знамя несли 9 знаменосцев. При жертвоприношениях монголы также придерживались числа 9 и белого цвета. Например, в 9 - й день мая монголы собирали белых кобылиц и освящали их.
Число 9 почиталось бурятами, якутами, тунгусами. Это число фигурировало в заклинаниях, произносилось при посвящении в шаманы, лечении болезней. Так, например, по словам бурятского ламы, сало медведя заключает в себе 9 врачебных свойств. А у жителей острова Ниас (остров в Индийском океане) существует такой обряд: когда в ловушку попадалась дикая свинья, животное извлекали из западни и натирали ему спину девятью упавшими листья - ми в уверенности, что, как 9 листьев упали с дерева, так и 9 других свиней попадут в западню.
Число 9 у многих народов фигурирует в Зодиаке. Например, Зодиак народов Юго - Восточной Азии состоит из ряда в 9 животных: крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, обезьяны, собаки и барана.
От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 * 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».
Загадочная семерка
Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги. Семь недель поста. Семь смертных грехов... Француз дает самую сильную клятву: «Крепко, как семь». Счастливый чувствует себя на седьмом небе. Герои сказок надевают семимильные сапоги и сражаются с драконами о семи головах. А названия сказок: «Волк и семеро козлят» (русская), «Семь козьих голов» (албанская). А пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь пятниц на неделе»...
Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.
Зародился культ числа 7 в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Они подметили, что планеты, хоть и запутанно, двигаются по определенной небесной дороге среди определенного круга небесных созвездий. Созвездий насчитывали двенадцать: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Двенадцать созвездий и есть Зодиак. Слово происходит от греческого Zoo, что означает животное, потому что многие зодиакальные созвездия получили имена животных.
В своих астрономических наблюдениях древние народы отмечали два важных события - период равноденствия, когда день равен ночи, и время летнего солнцестояния. В Южной Вавилонии при летнем солнцестоянии 5 знаков Зодиака были доступны для наблюдения, 7 же - невидимы. Пять и семь стали священными числами Зодиака. В первом известном нам своде законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) продолжительность летней части года определялась в 5 месяцев, а зимней - в 7.
Пятерка считалась числом небесного, лунного мира; семерка принадлежала миру солнечному, подземному. Первая представлялась счастливым числом, а вторая - несчастливым. Впоследствии, когда Солнце заняло ведущую роль в религии древних, число 7 стало символом благоприятствия.
И все-таки, почему семь?
Почему знаменитый вавилонский зиккурат, храм богов и одновременно башня для астрономических наблюдений, имел 7 этажей? Почему седьмые дни некоторых месяцев в календаре вавилонян считались несчастливыми? Почему в сказаниях о потопе дождь лил 7 дней, а ковчег имел 7 отделений? Может быть, почитание семерки связано не только с обожествлением планет? Ведь еще до вавилонян, уже у людей палеолита, было какое-то особое отношение к «ритму 7» в орнаментации. Причем не только в Европе, но и в Азии.
Неожиданный ответ был найден американским ученым Дж. Миллером в психологии. Он объяснил особенности семерки пропускной способностью нервной системы человека. Статистика опытов подтвердила, что самые разные испытуемые могут без ошибок сравнить между собой в среднем только 7 раздражителей. В другой области психической деятельности - в оперативном, кратковременном восприятии человек может мгновенно схватить не более семи сходных элементов.
Таинственное мистическое число вело к особенностям психологии человека. Вспомните, чудес света насчитывалось семь, но на самом деле их было больше. В одном перечислении стены Вавилона заменены маяком острова Фарос, в другом - место Александрийской библиотеки занимает алтарь Зевса в Пергаме, но общее число чудес остается неизменным.
«Чертова дюжина»
Великий русский певец Федор Шаляпин родился 13 февраля. Известный американский пианист Ван Клиберн приобрел славу на Московском конкурсе музыкантов имени П. И. Чайковского, выступая там под номером 13.13 августа совершили свой полет советские космонавты Андриан Николаев и Павел Попович.
В Англии многие корабли не покидают гавань 13 - го числа. На иных улицах нет домов под номером 13, а во многих домах нет квартир с таким номером. В Париже существуют конторы для доставки четырнадцатого, если собравшихся на обеде оказывается «чертова дюжина». В знаменитой чикагской гостинице «Статлер», когда на званый обед собирается 13 гостей, администрация ставит четырнадцатое кресло и сажает туда одетый во фрак манекен. Ему, как и всем гостям, подается обед. Гости шутя называют его Людовиком XIV.
Так счастливое оно или несчастливое это число - «чертова дюжина»? Вера в «чертову дюжину» родилась давно. В Древнем Вавилоне самым замечательным числом было 12. На 12 месяцев, по числу созвездий Зодиака, вавилоняне делили год. Сутки они делили на - 24 или 12 двойных часов, каждый час на 60 минут, или 5 раз по 12. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6. Число 12 вошло во многие системы счета. Так, в ряде стран считали дюжинами (дюжина - 12 штук). Английский фут равен 12 дюймам, шиллинг - 12 пенсам. «Удобство» этого числа сказалось и в религиях: у Христа, а до него у Будды, было 12 последователей - учеников.
Совсем непохожим на 12 было число 13. Его нельзя было разделить ни на одно число, кроме него самого и единицы. Поэтому и стали его считать несчастливым, «чертовой дюжиной». Кстати, у древних евреев числа обозначались буквами. Число 13 начиналось с буквы «м», и с этой же буквы начиналось слово «мэм» - смерть. Очевидно, это тоже сыграло свою роль в наделении числа 13 отрицательными качествами.
А вот древние жители Центральной и Южной Америки верили, что число 13, наоборот, приносит счастье. В индейских легендах этому числу приписывалось магическое значение. В Древнем Риме оно также считалось счастливым. На него падали в некоторых месяцах «иды» - день середины месяца, который будто бы сулил счастье. Поэтому у итальянцев число 13 - счастливое.
«Сорок первый - роковой»
Есть у Н. Некрасова в стихотворении «В деревне» такие строки:
«Сорок медведей поддел на рогатину,
На сорок первом сплошал».
Восходят эти строки к древнему народному поверью, что сороковой медведь считается в жизни охотника последним. Есть у Б. Лавренева повесть «Сорок первый», название и развязка которой, судя по всему, связаны с тем же поверьем о числе 40.
Почему же следующее за ним число 41 несет смерть?
Долгое время у многих народов, в том числе и у славян, самым большим из известных им чисел было число 40. А все, что лежит за пределами этого числа, - неопределенное множество, неизвестность. Поэтому и считается следующее за ним число 41 роковым.
В более позднее время число 40 перестало быть предельным, но сохранилось в пословицах, поговорках, сказках, обрядах. Поминки у славян происходят на сороковой день. По поверью, убить паука - значит избавиться от 40 грехов. В сказке - Али - баба и 40 разбойников. Полная охота у русских вельмож состояла из 40 псарей, 40 егерей, 40 борзых, 40 гончих псов... Все - из сорока.
Кстати, название «сороконожка» означает вовсе не то, что у нее сорок ног, а то, что их множество. У других народов это же насекомое называется «тысяченожка».
Хотя число 40 и перестало быть предельным, оно долгое время служило единицей счета. Первоначально сороками на Руси считали дорогие звериные шкурки соболей и куниц. А еще раньше в уставе новгородского князя Святослава Олеговича (1137 год) сороками была определена дань, взятая с жителей нынешних Архангельской и Вологодской областей и переданная на строительство храма святой Софии. Обычай считать сороками пошел, вероятно, от того, что на кафтан шло 40 полных шкурок. Вот откуда в русских сказках «сорок сороков соболей». Со временем сороками начали считать не только ценные шкурки. Так, московские церкви считали сороками: «сорок сороков церквей». Число это стало играть большую роль в русской метрологии. Пуд, например, содержал 40 фунтов, бочка - сороковка - 40 ведер и так далее.
Почему в круге 360 градусов
История развития человечества знала разные системы счисления: двоичную, самую древнюю и примитивную, и десятеричную, при которой счет велся по количеству пальцев рук.
В Древнем Вавилоне изобрели шестидесятеричную систему счисления. Вавилоняне считали тройками, по числу суставов на каждом пальце левой руки (без большого пальца), то есть до 12. Затем каждый палец правой руки (включая большой) означал 12. Благодаря этому счет продолжался до 60.
Число 60 стало в Древнем Вавилоне ритуальным: там было столько богов, причем каждый из них имел свое числовое обозначение от 1 до 60. Например, Бел, творец вселенной, обозначался числом 20; Мардук, бог планеты Юпитер, - числом 11; Син, бог Луны, - числом 30.
Высота золотого идола, установленного в храме Навуходоносора (вавилонский царь, 604 - 562/561 гг. до н. э.), равнялась 60 локтям. Позднее ритуальные значения получили и некоторые числа, кратные 60: 300, 360. Так, Кир, древнеперсидский царь (486 - 465 гг. до н. э.), раздробил реку Гиндес, в которой утонул его любимый конь, на 360 ручьев.
Неудивительно, что число 60 легло в основу древневавилонского календаря. Наблюдая особенности кругового движения Луны и Солнца, вавилоняне пришли к выводу, что год состоит из 360 дней. Потому круг они разделили на 360 градусов, по одному градусу на каждый день. Год разделили на 12 месяцев, ведь Солнце задерживается в каждом созвездии Зодиака примерно по месяцу, а Луна передвигается по небу за месяц - 30 дней. В одном из вавилонских храмов стояла статуя бога, окруженная 360 кувшинами, каждый из которых символизировал один из дней года.
Позже шестидесятеричная система счисления была положена не только в основу деления углов, но и времени. Поэтому в одном часе 60 минут, а в одной минуте - 60 секунд.
«Звериное» число
«...Пьеру было открыто одним из братьев - масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона.
В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом, сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число звериио: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть».
И в той же главе в стихе пятом: «И даны быша ему уста глаго - люща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре - десять два»[2].
«Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова» был написан в I веке вскоре после смерти гонителя христиан императора Нерона. Если взять два древнееврейских слова, означающих «император Нерон», и подсчитать сумму числовых значений входящих в него букв, то она окажется равной 666. О том, что это было случайным совпадением, свидетельствует такой факт: один из первых церковных писателей Ириней (II в. н. э.) сообщает, что он знал такие варианты Апокалипсиса, в которых «звериное» число выражалось в виде 616. Оказалось, что и этот вариант подходит. В некоторых древнееврейских рукописях имя Нерон писалось на латинский манер, без конечного «н» - Nero. Тогда сумма букв - чисел соответствует уже не 666, а 616.
Но все же за апокалипсическое число было принято 666. Под этим числом, по утверждению церкви, скрыто имя апокалипсического зверя, а под видом последнего изображен антихрист. Поэтому в имени всякого лица, в котором видели антихриста, суеверные люди старались отыскать «звериное» число. Образец подобных выкладок можно найти в одном из писем Барклаю - де - Толли, в котором доказывается, что Наполеон I есть апокалипсический зверь, так как численное значение еврейского начертания его имени 666, и что он должен погибнуть в 1812 году, когда ему исполнится 42 года, ибо царство антихриста продлится 42 недели.
Возможно, автор «Войны и мира» знал об этом письме великому русскому полководцу, когда заставил Пьера Безухова делать следующие выкладки:
«Французские буквы подобно еврейскому числу - изображению, по которому первыми десятью буквами описываются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение:
Изображение
Написав по этой азбуке цифрами слова L'empereus Napoleon, выходит, что сумма этих чисел равна 666, и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux (42), т. е. предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, т. е. Наполеона, и на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответ на этот вопрос: L'empereur Alexandre? La nation Russe? Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя - Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что если бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Но написал Le Russe Besuhof и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L'empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ в 1'Russe Besuhof, равное 666 - ти».
Вот на таких искусственных выкладках зачастую и строились предсказания и пророчества.
«Магические» числа и мир вокруг нас
И все - таки, может, мир и впрямь держится на пресловутых трех китах? Может быть, «магические» числа как раз и лежат в основе мироздания?
В 70 - е годы нашего столетия были открыты новые гипотетические частицы, из которых, как предполагается, могут состоять все элементарные частицы, участвующие в сильных взаимодействиях. Частицы были названы кварками. Необычные свойства кварков выражались прежде всего в том, что они имели дробные заряды, кратные 3. Так, пэ - кварк должен был иметь положительный электрический заряд, равный 1/3, а остальные два - эн - кварк и лямбда - кварк должны были иметь отрицательные заряды по 1/3. Любопытно, что и самих кварков предполагается три: пэ - кварк (р), энкварк (п) и лямбда - кварк (л). Сами кварки, несмотря на чрезвычайно активные поиски, обнаружить пока не удалось, но кварковая модель оказалась превосходным средством для наведения порядка в микромире.
А теперь обратимся к биологии, к тайне цветного зрения. Ученые установили, что в сетчатке глаза есть три типа цветочувстви - тельных клеток - колбочек. Максимум чувствительности одних приходится на синий цвет, других - на красный, третьих - на зеленый. В зависимости от степени раздражения каждого типа колбочек мы и видим тот или иной цвет. Оказалось, что любой существующий в природе цвет можно составить из трех основных - красного, синего и зеленого, смешивая их в определенных пропорциях. Опять мы с вами сталкиваемся с числом «три».
* * *
Таинственный мир «магических» чисел... Идут века, исчезают царства и целые народы, а вместе с ними отходит в прошлое их культура. Наука не стоит на месте, и то, что когда - то было неопознанным и пугающим, становится понятным и само собой разумеющимся. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и несчастливое число «тринадцать», забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история.
Корни числовой мистики уходят в глубокую древность. Первые эталоны счета были естественными. Каждый знал, что на небе Луна одна и Солнце одно, что у человека две руки и два глаза. А все, что выходило за пределы этих двух чисел, называлось множеством. В языке многих племен Австралии и Полинезии есть только два числительных, а все остальные образуются при помощи их сочетаний: 3 - один - два, 4 - два - два и так далее. Как свидетельствуют факты, через такой способ счета прошли и другие народы. Этот способ счета положил начало и древнейшей из всех систем счисления - двоичной. Следы этой системы мы находим и в языке. Так, в старославянском языке, наряду с единственным и множественным, числами, есть и двойственное число.
Со временем из множества стало выделяться еще одно множество, состоящее из трех предметов. На этой ступени развития числовых представлений человечество оставалось довольно долго. Недаром по грамматическому строю первые три числительных во многих языках резко отличаются от всех прочих. Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.
Так же, как число 3, выделилось и число 4, которое первое время служило для обозначения множества вообще. Например, в египетских иероглифах множество предметов обозначалось тремя и четырьмя палочками.
Любопытно, что полуторагодовалые дети отличают один от двух и два от множества. В три года они различают 1, 2 и 4, но не знают 3. Это странное на первый взгляд явление объясняется очень просто. Группа 2 и 4 встречается на каждом шагу: два глаза, четыре ноги у животных. А вот группа 3 встречается только в искусственном построении, отсюда отсутствие понятия у таких детей о числе 3.
Постепенно натуральный ряд чисел увеличивался. В работе «- - Дюринг» Ф. Энгельс писал: «Понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а только из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать, т. е. производить первую арифметическую операцию, представляют собой все, что угодно, только не продукт свободного творчества разума. Чтобы считать, надо иметь не только предметы, подлежащие счету, но обладать уже и способностью отвлекаться при рассматривании этих предметов от всех прочих их свойств, кроме числа, а эта способность есть результат долгого, опирающегося на опыт, исторического развития. Как понятие числа, так и понятие фигуры заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления»[1].
Пифагор и его школа
Мистический смысл числам приписал Пифагор и его последователи. Уже при жизни Пифагора (около 570 - 500 гг. до н. э.) о нем складывались легенды.
Кем же он был на самом деле: математиком, философом, пророком, шарлатаном? Вероятно, в Пифагоре было понемногу от каждого. Его последователи, для которых Пифагор основал пифагорейскую школу, видели в нем прежде всего воплощение высшей божественной мудрости.
В школе Пифагора процветала числовая мистика. Занимаясь гармонией, пифагорейцы пришли к выводу, что качественные различия звуков обусловливаются чисто количественными различиями длин струн. При соотношении длины струн 1:2,3:2,4:3 разница в тонах будет октавой, квинтой или квартой, а музыкальные интервалы благозвучны. Это привело их к мысли, что все закономерности мира можно выразить с помощью чисел.
В своей «Метафизике» Аристотель писал, что для Пифагора и его школы «элементы чисел являются элементами всех вещей и весь мир в целом является гармонией и числом». Пытаясь с помощью чисел построить модель мира, сами пифагорейцы говорили: «Все в природе измеряется, все подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность - это значит познать управляющие им числа. Можно видеть природу и властную силу числа во всех человеческих занятиях, во всех искусствах, ремеслах и музыке. Не материя, а число - начало и основа вещей».
По мнению Пифагора, даже такие понятия, как «дружба», «справедливость», «честность», а также другие человеческие качества можно описать теми или иными числовыми соотношениями. Он считал, что одни числа несут добро, радость и благоденствие, а другие - зло, горе и упадок. Поэтому главная задача математики заключается в том, чтобы найти «божественный смысл» каждого числа. Даже душа каждого человека связана с вполне определенным числом, она бессмертна и переселяется от одного человека к другому. По преданию, Пифагор рассказывал, что он хорошо помнил, в ком жила его душа в последние 207 лет.
Пифагорейство явилось одним из самых долговечных философских направлений, когда-либо существовавших в Европе. В первые века нашей эры оно соединялось со стоицизмом, неоплатонизмом, различными гностическими учениями и дожило до наших дней в виде различных суеверий.
Прежде всего пифагорейцы разбили числа на четные и нечетные. Четные числа считались мужскими, нечетные - женскими. Рассматривая мир как правильную гармоническую комбинацию чисел, некоторым из них пифагорейцы придавали громадное значение. Они наделяли числа от 1 до 10 следующими свойствами:
- матерь всех чисел, чет - нечет, так как в этом числе заключаются свойства и четных, и нечетных чисел. Доказательством этого утверждения служило то, что, если единицу прибавить к четному числу, оно делается нечетным, и наоборот. А раз единица соединяет в себе четное с нечетным, мужское с женским, то она является основой мироздания, из нее происходит весь видимый мир; единица - это дух, добро, свет, гармония, и в то же время - материя, тьма, хаос.
- начало неравенства, противоречия, причина раздвоенности, разделения.
- символ живого мира.
- символ всего существующего, известного и неизвестного, так как, образуя разные формы из первых четырех чисел, можно получить все числа первого десятка.
- сумма четного (мужского) 2 и нечетного (женского) 3, символ брака.
- идеальное число, которое делится как на 2, так и на 3, символ совершенства. По преданию, Гораций на всех пирах возлежал на шестом месте.
- одно из самых загадочных чисел.
- символ смерти. Возможно, это связано с тем, что срок правления многих древнегреческих царей ограничивался восемью годами. Сам восьмилетний цикл определялся соображениями астрономического порядка, которые легли в основу древнегреческих календарей. Одним из самых сложных моментов в составлении календаря было согласование солнечного года с лунным.
Два великих светила движутся по небесной сфере, все время опережая друг друга, и только раз в каждые восемь лет полнолуние совпадает с самым длинным или самым коротким днем в году. Поскольку это совпадение можно наблюдать, то оно и легло в основу древнегреческого календаря.
В древности составлением календаря занимались жрецы, неудивительно поэтому, что царь, он же часто и верховный жрец, подлежал умерщвлению в конце определенного астрономического цикла. В то время, когда великие светила возвращались в исходное положение и готовились начать новый тур небесной скачки, у людей могла возникнуть мысль, что и царю пора обновить запас священной энергии или уступить место более сильному преемнику. 9 - символ постоянства, мужества, стойкости.
10 - это число имело особое значение, поскольку оно образовывалось в результате сложения чисел 1, 2, 3, 4 (1 + 2 + 3 + 4 = 10). Вследствие того, что 10 содержит в себе первые четыре числа, оно получило название великого тетраксиса. Пифагорейцы изображали это число в виде совершенного треугольника, и оно служило для них символом гармонии и полноты.
За тридевять земель
Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «За тридевять земель в тридевятом царстве жили - были...» И кто из нас, зачитываясь в детстве сказками, не сталкивался с таинственным числом «три».
«У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».
(П. Ершов. Конек - горбунок.)
И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку - дурачка, судьба всегда испытывает трижды. С числом «три» связаны и названия сказок, причем не только русских: «Три сокровища» (японская), «Три брата» (осетинская, немецкая, чукотская), «Три источника» (турецкая) и другие.
Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила - солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения - длину, ширину и высоту; во времени - прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Пифагорейцы считали число 3 совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.
Это число стало играть большую роль в магических обрядах. Так, например, заклятия и заговоры для придания им колдовской силы произносятся трижды. В стихотворении Вергилия, например, девушка, влюбленная в Дафниса, старается выманить его из города с помощью магических чар: на каждую из трех разноцветных веревок она завязывает по три узелка.
Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец - сын - святой дух. Это число легло в основу композиционного построения ряда художественных произведений. Наиболее яркий пример - «Божественная комедия» Данте. Она состоит из трех частей: Ад, Чистилище, Рай. Каждая часть содержит 33 = 11 х 3 песни, не считая первой. Поэма написана в форме терцин, то есть трехстиший. В начале путешествия поэта преследуют 3 зверя: пантера, волчица и лев.
Числовым суевериям были подвержены и многие выдающиеся люди. Так, Бисмарк придавал большое значение числу 3, его девизом было «В троичности сила». Он служил при трех императорах, принимал участие в трех войнах (с Данией, Австрией, Францией), подписал 3 мирных договора, был устроителем Тройственного союза, боролся с тремя политическими деятелями, имел троих детей, владел тремя поместьями и так далее.
Любопытно, что число 3 рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).
Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме: 9 = 3x3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних - преимущественно о девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило - пить 3 чаши или 9, но никогда не 4 или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой - то процесс и кладет начало переходу к новому качеству.
У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По - видимому, это тоже свидетельствует о каком - то процессе обновления, но уже в потустороннем мире. И конечно же не последнюю роль в наделении числа 9 священными свойствами сыграл 9 - месячный цикл беременности у женщин.
Почитание числа 9 было свойственно многим народам. Так, Чингисхану подчинялось 9 урлуков (воевод), а знамя его состояло из 9 бунчуков (конские гривы, укрепленные на копьях). Наибольшим почтением у монголов пользовалось «белое знамя»; оно состояло из девяти частей и делалось из грив белых жеребцов. Причем это знамя несли 9 знаменосцев. При жертвоприношениях монголы также придерживались числа 9 и белого цвета. Например, в 9 - й день мая монголы собирали белых кобылиц и освящали их.
Число 9 почиталось бурятами, якутами, тунгусами. Это число фигурировало в заклинаниях, произносилось при посвящении в шаманы, лечении болезней. Так, например, по словам бурятского ламы, сало медведя заключает в себе 9 врачебных свойств. А у жителей острова Ниас (остров в Индийском океане) существует такой обряд: когда в ловушку попадалась дикая свинья, животное извлекали из западни и натирали ему спину девятью упавшими листья - ми в уверенности, что, как 9 листьев упали с дерева, так и 9 других свиней попадут в западню.
Число 9 у многих народов фигурирует в Зодиаке. Например, Зодиак народов Юго - Восточной Азии состоит из ряда в 9 животных: крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, обезьяны, собаки и барана.
От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 * 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».
Загадочная семерка
Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги. Семь недель поста. Семь смертных грехов... Француз дает самую сильную клятву: «Крепко, как семь». Счастливый чувствует себя на седьмом небе. Герои сказок надевают семимильные сапоги и сражаются с драконами о семи головах. А названия сказок: «Волк и семеро козлят» (русская), «Семь козьих голов» (албанская). А пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь пятниц на неделе»...
Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.
Зародился культ числа 7 в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Они подметили, что планеты, хоть и запутанно, двигаются по определенной небесной дороге среди определенного круга небесных созвездий. Созвездий насчитывали двенадцать: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Двенадцать созвездий и есть Зодиак. Слово происходит от греческого Zoo, что означает животное, потому что многие зодиакальные созвездия получили имена животных.
В своих астрономических наблюдениях древние народы отмечали два важных события - период равноденствия, когда день равен ночи, и время летнего солнцестояния. В Южной Вавилонии при летнем солнцестоянии 5 знаков Зодиака были доступны для наблюдения, 7 же - невидимы. Пять и семь стали священными числами Зодиака. В первом известном нам своде законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) продолжительность летней части года определялась в 5 месяцев, а зимней - в 7.
Пятерка считалась числом небесного, лунного мира; семерка принадлежала миру солнечному, подземному. Первая представлялась счастливым числом, а вторая - несчастливым. Впоследствии, когда Солнце заняло ведущую роль в религии древних, число 7 стало символом благоприятствия.
И все-таки, почему семь?
Почему знаменитый вавилонский зиккурат, храм богов и одновременно башня для астрономических наблюдений, имел 7 этажей? Почему седьмые дни некоторых месяцев в календаре вавилонян считались несчастливыми? Почему в сказаниях о потопе дождь лил 7 дней, а ковчег имел 7 отделений? Может быть, почитание семерки связано не только с обожествлением планет? Ведь еще до вавилонян, уже у людей палеолита, было какое-то особое отношение к «ритму 7» в орнаментации. Причем не только в Европе, но и в Азии.
Неожиданный ответ был найден американским ученым Дж. Миллером в психологии. Он объяснил особенности семерки пропускной способностью нервной системы человека. Статистика опытов подтвердила, что самые разные испытуемые могут без ошибок сравнить между собой в среднем только 7 раздражителей. В другой области психической деятельности - в оперативном, кратковременном восприятии человек может мгновенно схватить не более семи сходных элементов.
Таинственное мистическое число вело к особенностям психологии человека. Вспомните, чудес света насчитывалось семь, но на самом деле их было больше. В одном перечислении стены Вавилона заменены маяком острова Фарос, в другом - место Александрийской библиотеки занимает алтарь Зевса в Пергаме, но общее число чудес остается неизменным.
«Чертова дюжина»
Великий русский певец Федор Шаляпин родился 13 февраля. Известный американский пианист Ван Клиберн приобрел славу на Московском конкурсе музыкантов имени П. И. Чайковского, выступая там под номером 13.13 августа совершили свой полет советские космонавты Андриан Николаев и Павел Попович.
В Англии многие корабли не покидают гавань 13 - го числа. На иных улицах нет домов под номером 13, а во многих домах нет квартир с таким номером. В Париже существуют конторы для доставки четырнадцатого, если собравшихся на обеде оказывается «чертова дюжина». В знаменитой чикагской гостинице «Статлер», когда на званый обед собирается 13 гостей, администрация ставит четырнадцатое кресло и сажает туда одетый во фрак манекен. Ему, как и всем гостям, подается обед. Гости шутя называют его Людовиком XIV.
Так счастливое оно или несчастливое это число - «чертова дюжина»? Вера в «чертову дюжину» родилась давно. В Древнем Вавилоне самым замечательным числом было 12. На 12 месяцев, по числу созвездий Зодиака, вавилоняне делили год. Сутки они делили на - 24 или 12 двойных часов, каждый час на 60 минут, или 5 раз по 12. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6. Число 12 вошло во многие системы счета. Так, в ряде стран считали дюжинами (дюжина - 12 штук). Английский фут равен 12 дюймам, шиллинг - 12 пенсам. «Удобство» этого числа сказалось и в религиях: у Христа, а до него у Будды, было 12 последователей - учеников.
Совсем непохожим на 12 было число 13. Его нельзя было разделить ни на одно число, кроме него самого и единицы. Поэтому и стали его считать несчастливым, «чертовой дюжиной». Кстати, у древних евреев числа обозначались буквами. Число 13 начиналось с буквы «м», и с этой же буквы начиналось слово «мэм» - смерть. Очевидно, это тоже сыграло свою роль в наделении числа 13 отрицательными качествами.
А вот древние жители Центральной и Южной Америки верили, что число 13, наоборот, приносит счастье. В индейских легендах этому числу приписывалось магическое значение. В Древнем Риме оно также считалось счастливым. На него падали в некоторых месяцах «иды» - день середины месяца, который будто бы сулил счастье. Поэтому у итальянцев число 13 - счастливое.
«Сорок первый - роковой»
Есть у Н. Некрасова в стихотворении «В деревне» такие строки:
«Сорок медведей поддел на рогатину,
На сорок первом сплошал».
Восходят эти строки к древнему народному поверью, что сороковой медведь считается в жизни охотника последним. Есть у Б. Лавренева повесть «Сорок первый», название и развязка которой, судя по всему, связаны с тем же поверьем о числе 40.
Почему же следующее за ним число 41 несет смерть?
Долгое время у многих народов, в том числе и у славян, самым большим из известных им чисел было число 40. А все, что лежит за пределами этого числа, - неопределенное множество, неизвестность. Поэтому и считается следующее за ним число 41 роковым.
В более позднее время число 40 перестало быть предельным, но сохранилось в пословицах, поговорках, сказках, обрядах. Поминки у славян происходят на сороковой день. По поверью, убить паука - значит избавиться от 40 грехов. В сказке - Али - баба и 40 разбойников. Полная охота у русских вельмож состояла из 40 псарей, 40 егерей, 40 борзых, 40 гончих псов... Все - из сорока.
Кстати, название «сороконожка» означает вовсе не то, что у нее сорок ног, а то, что их множество. У других народов это же насекомое называется «тысяченожка».
Хотя число 40 и перестало быть предельным, оно долгое время служило единицей счета. Первоначально сороками на Руси считали дорогие звериные шкурки соболей и куниц. А еще раньше в уставе новгородского князя Святослава Олеговича (1137 год) сороками была определена дань, взятая с жителей нынешних Архангельской и Вологодской областей и переданная на строительство храма святой Софии. Обычай считать сороками пошел, вероятно, от того, что на кафтан шло 40 полных шкурок. Вот откуда в русских сказках «сорок сороков соболей». Со временем сороками начали считать не только ценные шкурки. Так, московские церкви считали сороками: «сорок сороков церквей». Число это стало играть большую роль в русской метрологии. Пуд, например, содержал 40 фунтов, бочка - сороковка - 40 ведер и так далее.
Почему в круге 360 градусов
История развития человечества знала разные системы счисления: двоичную, самую древнюю и примитивную, и десятеричную, при которой счет велся по количеству пальцев рук.
В Древнем Вавилоне изобрели шестидесятеричную систему счисления. Вавилоняне считали тройками, по числу суставов на каждом пальце левой руки (без большого пальца), то есть до 12. Затем каждый палец правой руки (включая большой) означал 12. Благодаря этому счет продолжался до 60.
Число 60 стало в Древнем Вавилоне ритуальным: там было столько богов, причем каждый из них имел свое числовое обозначение от 1 до 60. Например, Бел, творец вселенной, обозначался числом 20; Мардук, бог планеты Юпитер, - числом 11; Син, бог Луны, - числом 30.
Высота золотого идола, установленного в храме Навуходоносора (вавилонский царь, 604 - 562/561 гг. до н. э.), равнялась 60 локтям. Позднее ритуальные значения получили и некоторые числа, кратные 60: 300, 360. Так, Кир, древнеперсидский царь (486 - 465 гг. до н. э.), раздробил реку Гиндес, в которой утонул его любимый конь, на 360 ручьев.
Неудивительно, что число 60 легло в основу древневавилонского календаря. Наблюдая особенности кругового движения Луны и Солнца, вавилоняне пришли к выводу, что год состоит из 360 дней. Потому круг они разделили на 360 градусов, по одному градусу на каждый день. Год разделили на 12 месяцев, ведь Солнце задерживается в каждом созвездии Зодиака примерно по месяцу, а Луна передвигается по небу за месяц - 30 дней. В одном из вавилонских храмов стояла статуя бога, окруженная 360 кувшинами, каждый из которых символизировал один из дней года.
Позже шестидесятеричная система счисления была положена не только в основу деления углов, но и времени. Поэтому в одном часе 60 минут, а в одной минуте - 60 секунд.
«Звериное» число
«...Пьеру было открыто одним из братьев - масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона.
В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом, сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число звериио: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть».
И в той же главе в стихе пятом: «И даны быша ему уста глаго - люща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре - десять два»[2].
«Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова» был написан в I веке вскоре после смерти гонителя христиан императора Нерона. Если взять два древнееврейских слова, означающих «император Нерон», и подсчитать сумму числовых значений входящих в него букв, то она окажется равной 666. О том, что это было случайным совпадением, свидетельствует такой факт: один из первых церковных писателей Ириней (II в. н. э.) сообщает, что он знал такие варианты Апокалипсиса, в которых «звериное» число выражалось в виде 616. Оказалось, что и этот вариант подходит. В некоторых древнееврейских рукописях имя Нерон писалось на латинский манер, без конечного «н» - Nero. Тогда сумма букв - чисел соответствует уже не 666, а 616.
Но все же за апокалипсическое число было принято 666. Под этим числом, по утверждению церкви, скрыто имя апокалипсического зверя, а под видом последнего изображен антихрист. Поэтому в имени всякого лица, в котором видели антихриста, суеверные люди старались отыскать «звериное» число. Образец подобных выкладок можно найти в одном из писем Барклаю - де - Толли, в котором доказывается, что Наполеон I есть апокалипсический зверь, так как численное значение еврейского начертания его имени 666, и что он должен погибнуть в 1812 году, когда ему исполнится 42 года, ибо царство антихриста продлится 42 недели.
Возможно, автор «Войны и мира» знал об этом письме великому русскому полководцу, когда заставил Пьера Безухова делать следующие выкладки:
«Французские буквы подобно еврейскому числу - изображению, по которому первыми десятью буквами описываются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение:
Изображение
Написав по этой азбуке цифрами слова L'empereus Napoleon, выходит, что сумма этих чисел равна 666, и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux (42), т. е. предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, т. е. Наполеона, и на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответ на этот вопрос: L'empereur Alexandre? La nation Russe? Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя - Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что если бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Но написал Le Russe Besuhof и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L'empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ в 1'Russe Besuhof, равное 666 - ти».
Вот на таких искусственных выкладках зачастую и строились предсказания и пророчества.
«Магические» числа и мир вокруг нас
И все - таки, может, мир и впрямь держится на пресловутых трех китах? Может быть, «магические» числа как раз и лежат в основе мироздания?
В 70 - е годы нашего столетия были открыты новые гипотетические частицы, из которых, как предполагается, могут состоять все элементарные частицы, участвующие в сильных взаимодействиях. Частицы были названы кварками. Необычные свойства кварков выражались прежде всего в том, что они имели дробные заряды, кратные 3. Так, пэ - кварк должен был иметь положительный электрический заряд, равный 1/3, а остальные два - эн - кварк и лямбда - кварк должны были иметь отрицательные заряды по 1/3. Любопытно, что и самих кварков предполагается три: пэ - кварк (р), энкварк (п) и лямбда - кварк (л). Сами кварки, несмотря на чрезвычайно активные поиски, обнаружить пока не удалось, но кварковая модель оказалась превосходным средством для наведения порядка в микромире.
А теперь обратимся к биологии, к тайне цветного зрения. Ученые установили, что в сетчатке глаза есть три типа цветочувстви - тельных клеток - колбочек. Максимум чувствительности одних приходится на синий цвет, других - на красный, третьих - на зеленый. В зависимости от степени раздражения каждого типа колбочек мы и видим тот или иной цвет. Оказалось, что любой существующий в природе цвет можно составить из трех основных - красного, синего и зеленого, смешивая их в определенных пропорциях. Опять мы с вами сталкиваемся с числом «три».
* * *
Таинственный мир «магических» чисел... Идут века, исчезают царства и целые народы, а вместе с ними отходит в прошлое их культура. Наука не стоит на месте, и то, что когда - то было неопознанным и пугающим, становится понятным и само собой разумеющимся. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и несчастливое число «тринадцать», забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история.
АСГАРД :: ЧИСЛА :: Тайны чисел
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
2020-08-14, 15:45 автор Агата
» Заклинание на то,чтобы заморозить врага
2020-08-11, 11:17 автор Элара17
» Как перейти от слов к делу
2020-06-09, 14:36 автор Любовь
» Путь в Прошлое
2020-06-05, 18:25 автор Синильга
» Значение и использование в магии перевернутых и зеркальных рун
2020-06-05, 18:05 автор Admin
» Болталка!!!!
2020-05-20, 23:25 автор Синильга
» "Вспомнить все". Часть 6
2020-03-19, 15:49 автор Любовь
» Привет из Кёльна!
2020-03-05, 11:06 автор Любовь
» Упражнение для колоды Ленорман от Мэри К. Грир
2020-02-18, 18:47 автор Алиса